О "группе" ПОГРАНИЧНАЯ ЗОНА трудно что-то сказать даже мне самому, хоть я и являюсь
её лидером и основателем. Ряд изданий (в основном, конечно, самиздатовских), в том числе
и КУЛЬТУРА ВОСЕМЬ с приснопамятной статьёй "История в картинках", представляют ПОГРАНЗОНУ в традиционном виде - как
некое сообщество, группу людей, имеющую какой-то состав ("состав 95-го года", к примеру).
Хочу сказать, что это всё неправда. Никакой "группы" ПЗ никогда не существовало,
поэтому все эти разговоры о создании, распаде, возраждении проекта не имеют под собой
никаких оснований. Группа ПОГРАНИЧНАЯ ЗОНА - это я, так что можно сказать, что пока я
существую, существует и ПОГРАНЗОНА, а её истинная история - это моя биография.
Теперь о частностях.
Само название вертелось у меня в голове ещё с самого начала 90-х, но приложить его тогда было
не к чему: только когда я начал писать хоть сколько-нибудь осмысленные песни (где-то в середине 93-го)
это стало возможным. Более ранние вещи, зафиксированные на альбоме "Вышел Ёжик Из Тумана",
мне не хочется даже вспоминать. Есть лишь несколько человек, у которых теоретически могли
сохраниться записи тех лет, и при случае KDW приложит все усилия для их ликвидации (впрочем,
весьма сомнительно, что о существовании этих плёнок кто-нибудь помнит).
Первый настоящий альбом под вывеской ПОГРАНИЧНАЯ ЗОНА был записан
в ночь с 17 на 18 февраля 1993 года. Дело было так. Николай ЧЕРНОУСОВ как-то предложил
совершить визит на его историческую родину в посёлок Оредеж. Стоял дикий мороз.
За три часа пути в промёрзшей электричке (кстати, последней) мы превратились в ледяные
статуи, и я вполне обоснованно предвкушал горячий чай в тёплом доме и всё такое.
Всё оказалось совсем не так. В доме с прошлой осени никто не появлялся, поэтому там
было ещё холоднее, чем снаружи, так что вместо отдыха и чаепития мы до трёх ночи
топили печку в самой маленькой комнате - без особого успеха: из одежды можно было
снять только шапки и рукавицы. Для усугубления угара было решено что-нибудь поиграть-попеть.
Мы организовали ударные для ЧЕРНОУСОВА - мешки с сухарями (2 шт.), подушка,
коробка и металлическая тёрка. В шкаф вбили гвоздь и повесили на него магнитофон "ЛЕГЕНДА-стерео".
Я восседал на печке с гитарой, и старался петь в сторону микрофона. Действо длилось около
полутора часов, из которых на записи отдложилось минут сорок пять.
По возвращении в Питер я, неизвестно зачем, наложил на эту запись электрогитару,
а получившийся компот обозвал "Ни Туда и Ни Сюда". Целый год он существовал в количестве двух
экземпляров, и относительно распространился только в 95-ом году, когда приехавший
в Колтушистан РОСЛЯКОВ поинтересовался, нет ли у меня каких-нибудь моих записей.
В принципе, этот альбом может вызвать только, что называется, коллекционно-искусствоведческий
интерес.
Материал для второго альбома "Страждущему Человечеству" начал нарабатываться в феврале 1995 года, когда товарищ Пётр,
с которым я в октябре 94-го записал альбом КРАСНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ "Что Такое Хорошо", познакомил
меня с Олегом КОНСТАНТИНОВЫМ и нагрянувшим из Москвы Михаилом РОСЛЯКОВЫМ. Той же ночью в моём гараже
было записано нечто под названием "Собаки Павлова". Основной материал - песни КРАСНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ,
плюс по три песни моих и РОСЛЯКОВА. Утром, пока все спали, я переписал себе
наиболее хорошо получившиеся варианты - как выяснилось, правильно сделал: пока РОСЛЯКОВ спал в поезде, у него
свистнули все кассеты, фотоаппарат и тетрадку с текстами (!!!)
Насколько мне известно, в "чистом" виде "Собаки Павлова" не распространялись. Лично
мною было использовано несколько песен для диска "Красные Элементы" (см. главу о KDW), а
"для себя" я взял только песню "Пора и домой".
Так же в "Страждущему Человечеству" вошли акустические записи, сохранившиеся почему-то
у товарища Петра, и записи сделанные летом 95-го года в Москве (они самые качественные)
и организованные РОСЛЯКОВЫМ, располагавшим, как оказалось, всей необходимой аппаратурой.
Тогда, кстати, та часть Московского социума, которая была нам близка, представляла собой не столь
информационализированное общество, каким является сейчас, а потому была
гораздо интереснее и в плане творчества, и в плане общения - несмотря на все присущие москвичам минусы.
Компьютеризация, конечно, существенно облегчила решение ряда технических вопросов
(тот же выпуск дисков, к примеру), но человеческое общение уже практически свелось к нулю. Встретить кого-нибудь
стало гораздо проще в интернете, нежели на улице. Из андерграунда ушла сакральность:
теперь каждый может узнать, что поделывают ЛЕТОВ, НЕУМОЕВ или кто-нибудь ещё,
просто набрав www..., в то время как раньше для этого надо было как минимум оторвать жопу от стула.
Для некоторых интернет уже есть единственно истинный источник информации об окружающем мире, то есть,
если чего-то нет в интернете, то этого и не существует (я лично знаю таких персонажей).
И что удивительно - такая ситуация почти всех устраивает, а на людей, нежелающих в этом участвовать, смотрят
как на замшелых ретроградов. У меня, кстати, нет компьютера, и приобретать его
в ближайшие годы я не собираюсь. Но это так, к слову.
Москва. Москва дала ПОГРАНИЧНОЙ ЗОНЕ мощный идейно-энергетический толчок, а, кроме того, тем летом
"группа" из мифической и нереальной вполне могла реализоваться, приняв зримые формы в виде состава участников с некоей программой -
мною было написано много новых песен, совершенно отличающихся от от тех, что я писал раньше. Были написаны "СССР",
"С чёрной высоты", "Больше не будет", "Да не вышло" и пр. Но ситуация сложилась не в нашу пользу - выступать было всё равно негде
(ещё не существовало клубов типа FUCKЕЛ), а без этого никакая "группа" толком существовать
не может. Осенью этому "моменту единения" был положен конец. Как утверждают эзотерики-мистики, у всего есть
некая энергетическая сущность, этакий астральный двойник. В сентябре 95-го этот
"двойник" ПОГРАНЗОНЫ получил, образно выражаясь, удар, от которого уже не смог
оправиться. Процесс смерти растянулся лет на пять. В принципе, всё последующее - два альбома ("Небо Москвы" и "Правдивая
Быль") и около десятка песен, написанных в 1996-97 гг - это инерция 95-го года, и не
более того. Смерть РОСЛЯКОВА в августе 1996 года стала мрачным подтверждением
этой гипотезы. Деятельность ПОГРАНИЧНОЙ ЗОНЫ в 1997-2001 годах - это последние
сполохи. Единственное, что возможно далее, это запись на нормальном оборудовании
песен, которые мы записать не смогли, или записали не так, как хотелось - однако
о "группе"речи нет. Кстати, хочу обратиться к тем гражданам, которые никак не могут успокоиться и
зовут выстыпать на какие-то "фестивали" или ещё куда:
Товарищи! Вы плохо читали Стивена КИНГА. Можно вызвать с того
света того, кого любишь, но, честное слово, лучше этого не делать
(см. роман "Кладбище Домашних Животных").
Аминь!
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
|