Что такое КУЛЬТУРА ВОСЕМЬ и как с этим бороться

Наверное, уже стало общим местом считать, что изданная в 1994 году энциклопедия "Золотое Подполье" (в сокращённом виде появившаяся ещё в 1991 году) стала мощным катализатором "новой волны рок-самиздата", на сегодняшний день, к счастью, тоже уже оставшейся в прошлом. Как говорят, где-то какие-то издания ещё существуют, но это либо остаточные явления этой "второй волны" (всё-таки страна большая, а, следовательно, велика и информационная инерция), либо "круги по воде" от неё же; всё-таки о "третьей волне" рок-самиздата говорить не приходится, ибо нет повода для возникновения таковой: о разных подпольных группах население знать (как это было и раньше) не хочет, а информация о мало-мальски известных - сейчас доступна в любой форме без всякого самиздата, причём, замечу мимоходом, как те, так и другие группы одинаково неинтересны.

СВИРЕПЫЙ ЁЖ (коий часто ошибочно именуют предшественником КУЛЬТУРЫ ВОСЕМЬ) возник в 1993 году, в самом начале этой "второй волны", и на всём протяжении своей пятилетней истории (неоднократно уже освещавшейся) являл собой типичный "рок-самиздат"; в какой-то степени, конечно, любопытно сейчас читать описания концертов во Всеволожске в 93-ем году (интересно, помнит ли их хоть кто-нибудь?) или эксклюзивное интервью с Кузей УО, взятое на Первомайской демонстрации в Москве в 94-ом - можно себе представить, как в 1988, где-нибудь в Иркутске читали УРЛАЙТ с описаниями концертов ВЕЖЛИВОГО ОТКАЗА (вы, кстати, слышали эту группу?). А можно и не представлять. Исторический опыт показывает, что удел всякого рок-самиздата - это сразу (или постепенно) стать этаким описателем (или, не дай Бог, конечно - рупором) каких-нибудь маловнятных и никому не нужных группешек из окрестных дворов. Сохранившиеся в наши дни издания (в основном, естественно, в провинциях) убедительно это доказывают и подтверждают своим личным примером. Можно, конечно, ещё писать "о ЛЕТОВЕ" ( о нём какая только сволочь не написала). В СВИРЕПОМ ЕЖЕ присутствовало и то, и то, но было и третье. Помимо всего этого, нас (меня) заботила очень важная часть творческой жизни - идеология. Идеология творчества. Его духовные корни, духовная опора (звучит, может, несколько странно, но хочу сказать, что я никогда материалистом не был, и быть, в обозримом будущем, не планирую). До публикации прямых принципов дело не доходило (и не дошло), ибо то, что познается на собственном опыте, публиковать для кого угодно как-то не хочется (позволю себе напомнить, что СВИРЕПЫЙ ЁЖ существовал параллельно с ПОГРАНИЧНОЙ ЗОНОЙ, таким же творческим проектом, и, кстати, закончился одновременно с ней). (Ещё одно примечание: СВИРЕПЫЙ ЁЖ никогда не был "рупором" ПОГРАНЗОНЫ; те, кто его читал, помнят, что информации о группе там всегда был минимум, только аннотации (даже не рецензии) альбомов - и всё.) Что-то выливалось, в итоге, в статьи, посвящённые каким-нибудь, на первый взгляд, отвлечённым проблемам, что-то удалось воплотить в ещё одном параллельном проекте ЦУКЕНГ - всё это было только отражением процесса познания. Сам же процесс - дело сугубо субъективное, и я сильно сомневаюсь, что кто-либо из творческих людей способен взять и описать то, как он творит, и что он при этом чувствует. В какой-то степени сам результат творчества - песня или, в данном случае, журнал - является ответом на эти вопросы, но его серьёзный минус заключается в том, что другие люди могут трактовать этот результат как угодно в силу своего разумения, и видеть там то, что сам автор даже и вообразить себе не мог, пока творил. Сознание у всех разное, у абсолютного большинства - мирское и приземлённое, а медитативное восприятие (единственно возможное для творчества) используется далеко не всеми. Обыденное сознание уделяет внимание неким внешним моментам - мелодии, содержанию текста, оформлению и т.д., а о внутренней сути никто не задумывается. (Очередное примечание: хуже всего то, что авторы очень часто начинают идти на поводу у этого обыденного сознания и тоже начинают уделять основное внимание этим малозначащим внешним моментам. Это, кстати, одна из причин начинающегося ныне "творческого некроза").
Выразить же её так, чтобы всем было понятно, сложно, если вообще возможно (да и вряд ли нужно). Тем не менее, КУЛЬТУРА ВОСЕМЬ стала такой попыткой найти форму для выражения невыразимого. Попыткой скорее, конечно, неудачной, но, тем не менее, приведшей к совершенно неожиданному результату.
КУЛЬТУРУ ВОСЕМЬ уже нельзя отнести к рок-самиздату, хотя какие-то материалы о "роке" там присутствуют, но уже на правах тех же отражений процесса творчества в наиболее близкой области. Наверное поэтому, после выхода первого выпуска этого, с позволения сказать, журнала, один из наших соратников-читателей написал: "Я воспринял КУЛЬТУРУ ВОСЕМЬ как очередной номер СВИРЕПОГО ЕЖА - не понимаю, зачем было менять название". Автор письма, конечно, проявил полное непонимание наших тенденций в последних номерах СВИРЕПОГО ЕЖА и первой КУЛЬТУРЫ ВОСЕМЬ, но, тем не менее, если вдуматься в эту фразу, то станет ясно, что высшую похвалу СВИРЕПОМУ ЕЖУ трудно вообразить. Если пользоваться некоторыми аналогиями, то можно сказать, что КУЛЬТУРА ВОСЕМЬ - это СВИРЕПЫЙ ЁЖ, ушедший в Нирвану. Так что, всё прочее, что по традиции связывают с существованием "журнала" - уже не имеет никакого смысла, да и сам вопрос существования формы не имеет никакого значения.

Без даты.
Д.А.
Колтушистан.


КУЛЬТУРА ВОСЕМЬ (СВИРЕПЫЙ ЁЖ)
№10, 1998 (А4х60 стр.)

Ура! Свершилось! Наконец-то сбылась моя заветная мечта пополнить свою библиотеку журналом знаменитейшего Дмитрия АВЕРЬЯНОВА из поселка Колтуши, что под Питером. О самом редакторе знаю лишь то, что когда-то он был отцом-основателем группы ПОГРАНИЧНАЯ ЗОНА. А вот история данного экземпляра КУЛЬТУРЫ ВОСЕМЬ: 7 февраля, как явствует из письма редактора, сей выдающийся деятель самиздата зашел в здании Академии наук (красивое такое, с колоннами, рядом с Кунсткамерой) с целью сделать еще одну копию КУЛЬТУРЫ ВОСЕМЬ для личного архива. К счастью, ресурсы бумаги и времени позволили ему изготовить два экземпляра журнала. Один из них впоследствии был отправлен в Йошкар-Олу вместе с картой "Панорама Петергофа" (за которую отдельное "спасибо"), схемой Санкт-Петербургского метро и плакатом "Орден космических штукатуров-маляров предупреждает: мы есть, а вас нет". Все это еще раз убедило меня в том, что редактор журнала "Культура восемь" - большой оригинал, а издание это - подлинный раритет, ибо тираж его составляет, если верить Дмитрию, всего 20 экземпляров.
Критический анализ раритета в общем-то уже существует. Сделан он таинственным Реальным Очевидцем и опубликован тут же - на последние страницах журнала. Это совершенно уничтожает всякое желание снова рассказывать о его содержании. Посему ограничусь лишь перечислением некоторых заголовков и очень краткими комментариями. "Игра, породившая дьявола" - передовица о смысле журнала и жизни, "Пограничная зона" - рассказ о группе с таким же названием, "Удивительная история" - сказка о том, как Винни-Пух и его друзья сражались с милиционерами, "Пройдоха" - интервью с негодяем Евгением ВЕСНИНЫМ, корреспондентом газеты НАШЪ ДРАЙВЪ, "Зачем Бодхидхарма приходил в Китай?" - фрагмент лекции, "Михельсон во Внутреннем Пхеньяне" - статья о нем плюс его стихотворение, "Тайна очевидца" - черный водевиль.

Иван ЗЕМЦОВ
НОВАЯ МОЛОДЁЖНАЯ ГАЗЕТА
30 марта 2000 года
Йошкар-Ола.


ДОЛОЙ ВСЕ ЯРЛЫКИ!

Заниматься самиздатом Дмитрий АВЕРЬЯНОВ, основатель и лидер группы ПОГРАНИЧНАЯ ЗОНА, начал еще в начале 90-х годов прошлого века. Сначала он активно участвовал в выпуске журнала ПОДПОЛЬНЫЕ ИСТОРИИ (1992), а затем "основал" свое собственное "издательство", и первый номер журнала, получившего название СВИРЕПЫЙ ЁЖ, увидел свет весной 1993 года. В течение следующих трех лет Дмитрий успешно выпускал свой журнал (всего вышло шесть номеров плюс итоговое "Послесловие"), но печатал его очень небольшими тиражами - от шести до одиннадцати экземпляров. Поэтому о содержании СВИРЕПОГО ЕЖА могу только догадываться, держать в руках хотя бы один экземпляр этого раритета мне еще не доводилось. Следующий самиздат-проект АВЕРЬЯНОВА - журнал ЦУКЕНГ - раскручивался примерно до 1997 года, а затем на небосводе российского самиздата яркой звездой взошла и засияла КУЛЬТУРА ВОСЕМЬ.
Когда я задумывался о том, как мне определить для себя и для читателей тематическую ориентацию КУЛЬТУРЫ ВОСЕМЬ, я неизменно приходил к выводу, что к этому журналу невозможно приклеить ни один из тех ярлыков, что применялись мною по отношению к другим изданиям. Если СВИРЕПОГО ЕЖА еще как-то можно было подвергнуть типологическому анализу (сам Дмитрий определял его как "информационно-иллюстрированное издание с небольшими идейно-теоретическими отступлениями"), то КУЛЬТУРА ВОСЕМЬ, прошу прощения за грубость, не лезет уже ни в какие ворота. Сам АВЕРЬЯНОВ главным объектом своего, пристального редакторского взгляда считает "творчество в его чистом виде, за гранью смысла разума и восприятия". КУЛЬТУРА ВОСЕМЬ, - пишет он в одной из редакторских передовиц, - не является "журналом" в прямом смысле этого слова; это - артефакт, такой же, как картины ДАЛИ или РЕПИНА, романы великих и невеликих писателей, оперы МУСОРГСКОГО или песни группы ЛИСИЧКИН ХЛЕБ, и поэтому все содержащееся на его страницах следует рассматривать в свете этого нюанса бытия".
Благодаря изображению, помещенному на обложке журнала (цифра "8" - это же знак бесконечности, поставленный вертикально!), кое-что начинает проясняться. Но, уверяю вас, лучше все-таки один раз почитать что-нибудь из КУЛЬТУРЫ ВОСЕМЬ, чем расшифровывать иероглифы ярлыков. Поэтому сегодня мы предлагаем вашему вниманию не самый показательный, но все же один из наиболее интересных, на наш взгляд, проблемных материалов из КУЛЬТУРЫ ВОСЕМЬ. Хотите прочитать весь журнал - обращайтесь к ведущему страницы.

Иван ЗЕМЦОВ
НОВАЯ МОЛОДЁЖНАЯ ГАЗЕТА,
1 февраля 2000 года
Йошкар-Ола.


Письмо Dмитрия АВЕРЬЯНОВА
Вадиму БУЛАТОВУ

Приветствую!
Вообще-то, я слышал, что ВЕСТНИК САМИЗДАТА собирались выпускать Влад Тупикин и некий Скращук, они присылали мне аналогичное послание с условиями публикации в этом ихнем ВЕСТНИКЕ - они ненамного отличаются от ваших (а может, и вовсе не отличаются, сейчас за давностью я уже и не помню, а рыться в бумагах, коих миллион, неохота).
Теперь немного собственно о КУЛЬТУРЕ ВОСЕМЬ. Сразу хочу сказать, что в нашем издании никакие журналы не рекламируются (разве только иногда цитируются, причем источник не всегда указывается), да и сами мы не очень заинтересованы в рекламе в других изданиях по разным причинам. Одной из них является крайне небольшой тираж - 25-30 экз., делаемых на протяжении года. На "первый тираж" (обычно 5-6 экз.) составляется "почетный список" (на каждый номер разный), попасть в него сложно, но можно. Остальные экземпляры распространяются по жесткой протекции, как с моей стороны, так и со стороны некоторых других лиц или участников проекта. Так что, сами видите, реклама нас, по сути, бесполезна. Хотя, конечно, если кто-либо напишет ну ОЧЕНЬ интересное письмо, тогда, конечно...
Существует в то же время определенный круг людей, которые занимаются тиражированием нашего журнала независимо от нас. О том, как они занимаются распространением, я не знаю. Например, ОСКОЛКИ всегда делают несколько копий (ксер с ксера), есть люди в Ростове-на-Дону - они тиражируют чуть ли не все наши издания (насколько мне известно - только для своих). Они же сообщили, что в Новочеркасске в музыкальном магазине продавался СВИРЕПЫЙ ЕЖ № 9. /предшественник КУЛЬТУРЫ ВОСЕМЬ - В.Б./ Как он туда попал, я могу себе представить, но кому пришла в голову идея им торговать - это ж надо было наксерить сначала...
В общем, всю эту прелюдию я веду к тому, что в Ваши края КУЛЬТУРА ВОСЕМЬ если и попадет, то не скоро. Список на первые пять экз. уже составлен, а дальнейшее тиражирование, как всегда, под большим вопросом. (Оно всегда под вопросом, ибо что-то оттиражировать на халявном ксере всегда сложновато, сами понимаете.)
Журнал делается самым что ни на есть примитивным образом - печатается вот на этой самой машинке, клеятся картинки-фотографии, "постеры", и все ксерится там, где есть такая возможность. Правда, в третьем номере уже есть кое-где и компьютерный набор, но это - исключение. (Название на обложку я тоже набрал на компьютере.)
В ноябре 2000 г. вышло этакое "видеоприложение" к первому номеру КУЛЬТУРЫ ВОСЕМЬ - концерт группы ПОГРАНИЧНАЯ ЗОНА (в коей я лидерствую) 8 февраля 1998 года в Москве - тиражом около 20 экз. (до сих пор там еще что-то пишут).
Основная идея КУЛЬТУРЫ ВОСЕМЬ - творчество. Политическая ориентация - Дзен-фашизм, хотя и о Дзене, и о фашизме в журнале информации практически нет (прямой информации, во всяком случае). Читать журнал постороннему, т.е. непосвященному человеку тяжеловато, нужно иметь багаж определенных знаний и обладать этакой "неинертностью мышления". Конкретной информации (концерты, там, записи и пр.) - минимум, "рок" сейчас мало интересен, хотя и есть небезынтересные не группы, а скорее "артефакты" (групп интересных сейчас вообще, по-моему, нет).
Помимо собственно журнала мы выпускаем и некие "литературные" (здесь - очень условное понятие) опусы, но КРАЙНЕ ограниченными тиражами. Например, "некнига" красноуральского поэта-художника-и-прочего А. МИХЕЛЬСОНА (рецензию можно прочитать в журнале КОРА ДУБА № 5), сейчас, вот, доделан сборник "Забытый Век" (составитель, возможно, обратится к Вам с некоторыми вопросами) - всякая проза участников проекта. Мною он будет распространяться через месяц-два после выхода третьего номера.
Что еще? Ну, в "редакции" КУЛЬТУРЫ ВОСЕМЬ участвуют несколько человек (4-5, при работе над разными номерами по-разному), но в итоге все упирается в меня - макет, там, тираж и пр. Из нашей декларации - мы не имеем контактных адресов и телефонов, мнение читателей по затронутым вопросам нас не интересует, разрешения авторов для публикаций редакции не требуется, ну и т.д.
За годы нашего существования (со времен СВИРЕПОГО ЕЖА) установились прочные связи с Москвой - я лично тиражировал СВЯЗЬ ВРЕМЕН, ПОДРОБНОСТИ ВЗРЫВА, некоторые журналы, книги и листовки; с Уралом, с Ростовом-на-Дону, сейчас, вот, налаживаются контакты уже из более ближних краев, впрочем, в рамках письма все это мало интересно. Это уже просто подробности жизни. Такие как работа, общение, путешествия и пр.
Может, я в чем и разочаровал Вас, но такова ситуация на данный момент. КУЛЬТУРА ВОСЕМЬ - это не журнал, это скорее некое странное сообщество (почти все друг с другом знакомы, но отношений почти не поддерживают), есть люди, которые к журналу ВООБЩЕ никакого отношения не имеют, но имеют самое прямое отношение к КУЛЬТУРЕ ВОСЕМЬ. Это все сложно вот так в двух словах объяснить, тем более, что я не уверен, а нужно ли это Вам?
В любом случае - желаю наивсяческих успехов и удач, а я же позволю себе отключиться от эфира.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕСТНИК #23-25,
ноябрь 2000 - февраль 2001
Воронеж.









Распутывай наваждения / Событий, причин и следствий / Шагай к своему пробуждению / Реальности - противодействуй!


Hosted by uCoz